АЙНЫ
Айны (айну — букв.: «человек», «настоящий человек») — народ, древнейшее население Курильских островов.
Происхождение народа остаётся неясным. Но известно, что айны населяли Курильские острова, южную половину Сахалина, южную треть Камчатки, а также все Японские острова — от Рюкю до Хоккайдо,.
В основе традиционной хозяйственной деятельности айнов лежали рыболовство, охота, морской зверобойный промысел и собирательство.
Для материальной культуры айнов характерны наземные и полуподземные жилища, а также амбары на сваях. В повседневной жизни айны носили одежду из луба, ильма, вяза, липы или крапивы, использовали мех пушных зверей, на Курильских островах шили шубы из шкурок птиц.
Религиозная жизнь айнов носила общинный и семейный характер. Старейшина деревни руководил ритуальными обрядами. В пределах одной семьи религиозные функции исполнялись главой дома. Проведение обрядов возлагалось на родственников по мужской линии. Важнейшими предметами культа являлись заструженные палочки инау и икуниси – «питьевая палка».
Долгое время территория айнов не была подконтрольна японцам. Воинственность племен айну делала любые попытки проникновения внутрь острова чрезвычайно опасными. Прорваться японцам удалось лишь в конце XVI века. Этот прорыв осуществили воины клана Мацумаэ. Сначала отношения с айнами строились на равных, но положение изменилось с 1604 года. Начинается процесс ввода ограничений на торговлю с айнами.
Наиболее крупные сражения – восстание под предводительством Сагусяина в 1669 году и восстание на Кунашире в 1789 году окончательно закрепили японцев на землях айнов. Айны стали привлекаться к принудительному труду. Кроме того, вводятся и определенные запреты на различные элементы традиционной культуры айнов. Например, обязательным становится обучение японскому языку, вводится запрет на сжигание дома и перемещение семьи в другое место жительства после смерти одного из членов семьи, запрет на ношение женских татуировок, мужских сережек.
Новый виток отношений японцев с айнами связан с заключением международных договоров Японии и России. По Симодскому договору 1855 года айны находились в кабальной зависимости от сезонных японских промышленников, приезжающих на лето. Японцы перегораживали устья крупных нерестовых рек. Японцы выдавали айнам снасти и отбирали из улова все самое лучшее, свои собственные снасти айнам иметь запрещалось.
По Петербургскому договору 1875 года японцы перевезли всех Северокурильских айнов на остров Шикотан, отняли у них все орудия лова и лодки, запретили выходить в море без разрешения. Айны привлекались на различные работы, за которые получали рис, овощи, немного рыбы и сакэ, что абсолютно не соответствовало традиционному рациону Северокурильских айнов, который состоял из мяса морских животных и рыбы.
Таким образом, айны долгое время терпели со стороны японцев всякого рода предвзятости и дискриминацию.
На территории современного острова Хоккайдо проживают 23782 айна в 72 муниципалитетах (городах, поселках и деревнях острова), из которых 59,5% проживают в административных округах Хидака и Ибури.
В положении айнского народа произошли значительные сдвиги. Среди айнов доля жителей, пользующихся социальной защитой, примерно в 2 раза выше, чем в среднем по Японии. 29,5% работающих айнов заняты в сельском хозяйстве, рыбной промышленности и в отраслях добывающей промышленности. Повысился процент айнов, управляющих малыми и средними предприятиями. Новым видом деятельности стала организация или участие в развитии туристического бизнеса.
Таким образом, уровень жизни айнов неуклонно повышается. Однако в области образования продолжает сохраняться основная проблема – низкий процент получения образования среди айнских жителей.
ЛИТЕРАТУРА
Арутюнов С.А., Щебеньков В.Г. Древнейший народ Японии: судьбы племени айнов. М., 1992.
Косарев В.Д. Айны: идеология природопользования // Айны: проблемы истории и этнографии (ЭИ СОКМ. Вып. VI). Южно-Сахалинск, 1988. С. 89 – 90.
Таксами Ч.М., Косарев В.Д. Кто вы, айны? М., 1990.
Левковская А.Ю. История народа айну и их современное положение // Вестник Сахалинского музея. Ежегодник областного государственного учреждения культуры «Сахалинский государственный областной краеведческий музей». № 17. Южно-Сахалинск, 2010. С. 195 – 202.